Система подготовки персонала предприятий нефтегазовой отрасли
|
Нужны ли полномасштабные тренажеры?
|
Нужны ли полномасштабные тренажеры? Кувыкин В.С., Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина Сразу оговорюсь, что статья направлена не против полномасштабных тренажеров вообще в пользу мелкомасштабных, а на понимание роли различных по масштабам тренажеров, цель которых научить понимать процессы, принимать и реализовывать правильные решения при управлении процессами. Другие тренажеры, цель которых – научить правильно пользоваться различными механизмами и устройствами (например, тормозом лебедки) должны быть полномасштабными. Рассмотрим в качестве примера очень дорогой полномасштабный тренажер по распознаванию и ликвидации газонефтеводопроявлений (ГНВП), или иначе флюидопроявлений (ФП), фирмы Drillling Systems. Этот тренажер позволяет имитировать ФП и управлять скважиной в условиях максимально приближенных к реальным в условиях закрытого помещения. На этом тренажере западные специалисты один раз в два года (российские ‑ раз в три года) обучаются и сдают экзамены с выдачей соответствующих документов. Цель работы на этом тренажере не научить персонал открывать или закрывать задвижки, не научить нажимать рычаги и кнопки (они это ежедневно делают на буровой), а научить пониманию протекающих процессов при ФП и умению принимать и реализовывать правильные решения. При этом, повторяю, не столь важно: нажимает специалист на реальную кнопку или ее уменьшенный аналог на мелкомасштабном тренажере, нажимает он на реальный рычаг или его мелкомасштабный аналог, а важно, чтобы специалист думал и понимал : чем и как нужно управлять. Многолетний опыт применения мелкомасштабных или чисто компьютерных тренажеров показал, что действительно у ряда специалистов, особенно у пожилых и не владеющих компьютером специалистов, возникают трудности при работе на мелкомасштабных и чисто компьютерных тренажерах, но эти трудности преодолеваются после 30-40 минут работы на тренажерах. Недаром Международный Форум по Управлению Скважиной (IWCF) – международная организация (Россия входит в нее), обеспечивающая контроль обучения персонала по управлению скважиной во всем мире - снял практически все ограничения на размеры тренажеров и их элементов и допустил даже использование сенсорных мониторов. Основными требованиями остались: два независимых рабочих места для бурильщика и супервайзера, четыре устройства управления (пульты бурильщика, управления превенторами, управления гидроуправляемым дросселем и блок дросселирования). Важным конкурентом полномасштабных тренажеров могут стать учебные буровые, В России многие центры подготовки по управлению скважиной имеют такие учебные буровые, которые, к сожалению, используются только для демонстрации выброса, а не для обучения управлению скважиной. Мы ликвидировали этот пробел и создали первые в России промышленные в полном смысле этого слова тренажеры по управлению скважиной: ГЕОС–КРС–П1, ГЕОС–БУР–П1. Эти тренажеры позволяют имитировать процессы возникновения и ликвидации ФП на реальной буровой. Цена этих тренажеров сравнима с ценой полномасштабных, реалистичность управления значительно лучше, а возможность управления масштабом времени позволяет использовать их не только для обучения, но и для сдачи экзаменов. Другой вопрос, на который мало обращают внимание центры подготовки, связан с непониманием возможностей современных компьютерных технологий в деле обучения и контроля теоретических знаний, в вопросах организации и хранения необходимой информации в процессе обучения. Считается, что если есть какой-либо тренажер, то все вопросы решены. Можно по старинке читать лекции, сдавать теоретический экзамен по билетам, а навыки проверять на тренажере. Это в корне неверный подход, особенно при подготовке специалистов по управлению такими опасными процессами, как управление скважиной. Необходимо иметь компьютерную тестовую систему такую, как БД ТЕСТ, позволяющую генерировать различные тесты (60-80 вопросов) и автоматически выставлять оценки по выбранному критерию. Желательно так же иметь Компьютерный учебник по газонефтеводопроявлениям, который можно использовать, как иллюстративный материал при чтении лекции, так и для самостоятельной работы обучаемых. Использование современных компьютерных технологий позволило нам создать относительно дешевую уникальную взаимоувязанную систему подготовки и аттестации персонала по управлению скважиной. Система оценивает как теоретические знания (компьютерное тестирование), так и практические навыки и умения (работа на тренажере). В основе системы лежит Стандарт Аттестации Персонала (САП) – полный перечень знаний и умений в данной предметной области, критерий проверки, а так же количественную оценку знаний и умений (блок 1). На основе САП разрабатывается банк тестовых вопросов (блок 3) для проверки теоретических знаний и набор заданий для работы на тренажере (блок 5). На основе САП разработан компьютерный учебник по ГНВП (блок 2), который содержит вопросы для самопроверки из банка тестовых вопросов. База данных БД ТЕСТ (блок 4) служит для выдачи тестов на компьютеры экзаменуемых (блок 6) и оценки результатов тестирования. Инструктор выдает задания, проверяет их выполнение на тренажере (блок 7) и вручную вводит результаты работы в БД ТЕСТ. После этого печатается ведомость результатов работы проэкзаменованных (блок 8). Вся необходимая информация о процессе обучения и сдаче экзаменов хранится в БД ТЕСТ.
Особо следует остановится на сдаче экзамена на тренажере. По требованиям IWCF для каждого экзаменуемого выбирается только один вид операции (бурение или спуско-подъемные операции - СПО), выбирается один метод ликвидации ФП из трех возможных и, наконец, инструктор задает единственную нештатную ситуацию из нескольких возможных. Это связано с тем, что работа на одном, как правило, полномасштабном или переносном тренажере занимает много времени и если задавать на экзамене все нештатные ситуации и различные методы глушения, то время сдачи экзамена превысит допустимые пределы. Выходом является использование двух типов тренажеров. На первом этапе экзаменуемые получают задания на дешевых чисто компьютерных тренажерах ГЕОС‑У1, которых должно быть несколько. Задания включают наиболее важные фрагменты управления скважиной всеми методами и при бурении и при СПО. Кроме того, имитируются все виды нештатных ситуаций. и только при успешной сдаче предварительного экзамена обучаемый может быть допущен к сдаче экзамена на полно- или мелкомасштабном тренажере: ГЕОС‑М2 или ГЕОС‑К11 соответственно. Отметим, что компьютерные тренажеры удобно использовать при обучении различным элементам управления скважиной, задавая различные начальные положения пачки и предоставляя обучаемому возможность многократно отрабатывать глушение скважины в различных ситуациях различными методами. Резюме. Цель этой статьи не доказать ненужность полномасштабных тренажеров в решении специальных задач подготовки персонала по управлению скважиной, а показать, что вкладывая те же (учебная буровая) или вдвое меньшие (Система Аттестации Персонала) средства можно получить хороший результат.
|